КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ МАЛЕНЬКОГО БЕЛОРУСА"

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу или поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. 

Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Здесь важным аспектом являются:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы;

- содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Ознакомление с символами Беларуси воспитывает гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формирует представления о значении государственных герба, флага и гимна. При знакомстве с символами государства важно указать их пред­назначение - герба, флага и гимна. Природные символы страны – это животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей. Развивает любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­ряет знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Государственные и народ­ные праздники: День конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе знакомства с праздниками у детей формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

Людей, прославивших Бе­ларусь не мало. Это защитники отечества, исторические личности, деятели спорта, науки, искусства. Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство:

- тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

- народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Эти знаниярасширяют знания о культуре страны, приобщают де­тей ко всем видам национального искусства; развивают интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно - ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивают умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

При знакомстве с белорусским народным творчеством формируется готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивается гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

К народному творчеству относятся:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Источник:

1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2022.